В Е Л О С И П Е Д И С Т Ы   В С Е Х   В Р Е М Е Н,   О Б Ъ Е Д И Н Я Й Т Е С Ь   ! ! !


История: История московской фабрики велосипедов "Дукс" Ю.А. Меллера | История фабрики велосипедов "Россия" А. Лейтнера в Риге | Российская велосипедная пресса | Краткая иллюстрированная история велосипеда | Клубы | Наблюдения на полном ходу | Из жизни замечательных велосипедов

ИСТОРИЯ ВЕЛОСИПЕДНОГО ДЕЛА В РОССИИ: Велосипедная промышленность

История фабрики велосипедов "Россия" А. Лейтнера в Риге

А. Лейтнер Фабрика купца Александра Александровича Лейтнера была основана в Риге в 1886 году. Первоначально это была небольшая арендованная мастерская на Гертрудинской улице, где трое рабочих собирали велосипеды типа "паук". Постепенно предприятие расширялось. Увеличивалось число работников, приобретались необходимые станки, было арендовано новое здание на Суворовской улице. Качество и количество выпускаемых велосипедов неуклонно росло.

Александр Александрович Лейтнер был не только талантливым предпринимателем, но и технически высокообразованным человеком, конструктором, изобретателем, спортсменом. Он входил в правление 1-го Рижского велосипедного общества, постоянно бывал на выставках и фабриках в странах - законодателях велосипедной моды - Англии, Германии, Франции, внимательно следил за новинками и оценивал тенденции развития велопроизводства.

Когда в Европе на смену "паукам" пришли велосипеды типа "сафети" -- машины с колесами одинакового диаметра и низкой рамой, Лейтнер перешел на их производство, взяв за образец модель "Ароllо" английской фирмы "Singer" в Ковентри. Первое время продукция фабрики была известна только на территории Лифляндской и соседних губерний.

Важным рубежом в истории предприятия стал 1896 год. Именно тогда Александр Александрович решил выйти на общероссийский рынок. Делает он это далеко не самым легким, но зато самым надежным способом - везет свою продукцию на Всероссийскую выставку-ярмарку в Нижний Новгород. На стенде фабрики велосипедов _ "Россия" было представлено десять дорожных и две гоночные машины. Всего же фабрика выпускала около 15 моделей велосипедов! На выставке Лейтнеру была присуждена золотая медаль со следующей формулировкой: "За хорошую работу и чистую отделку велосипедов, а также за почин производства велосипедов в России". Лучшего признания получить было невозможно.

1 июля 1897 года было учреждено товарищество на вере (российский вариант акционерного общества) "Фабрика велосипедов "Россия" А. Лейтнера и К" с уставным капиталом в 100000 рублей. Председателем товарищества и распорядителем кредитов был, конечно, Александр Лейтнер. В то время на предприятии работало 194 человека, имелся великолепный парк из 200 станков, выпускалось более 1000 машин в год.

В январе следующего года в Москве, на углу Петровских линий и Неглинного проезда открылся магазин и склад велосипедов "Россия". Об этом событии тогда написал Московский журнал "Циклист". Александр Александрович постоянно совершенствовал конструкции велосипедов, ориентируясь на зарубежные образцы. Так в 1899 году на его машинах появились самосмазывающиеся и защищенные от пыли втулки и каретки, что было весьма прогрессивным нововведением.

Не обошел Лейтнер стороной и моторные экипажи. К тому времени в российских магазинах появились первые иностранные мотоциклы и автомобили. Наблюдая за их успешным распространением, предприниматель решил наладить на своей фабрике производство моторных средств передвижения. Первые мотоциклы были построены в том же 1899 году, затем очередь дошла и до автомобилей. Трициклы и автомобили выпускались по лицензии французской фирмы "Де Дион-Бутон", но они не пользовались большим спросом по причине несовершенства конструкции и неподготовленности для российских дорог, вернее бездорожья. Поэтому спустя два года производство трициклов пришлось свернуть, а автомобили выпускались вплоть до 1906 года, после чего фабрика перешла на сборку машин из импортных частей.

В начале ХХ века Лейтнер взял под залог уже купленного участка земли на Александровской улице, д. 129/131, крупные ссуды в банках, для строительства новой фабрики. Был построен целый комплекс кирпичных трехэтажных зданий в форме четырехугольника, в которых располагались мастерские, склады материалов и готовой продукции, гальванический цех, кузница, магазин, выставочный зал и прочие помещения. Административное здание, выходившее фасадом на Александровскую улицу, венчал флюгер в виде велосипеда. (Кстати, почти весь комплекс зданий фабрики сохранился до наших дней, в том числе и флюгер.)

В 1901 году на Юбилейной выставке в Риге предприятие получило золотую медаль за автомобили "Россия". Фирма была премирована на 11 выставках в различных городах Российской Империи! Ее магазины и представительства работали в Риге, Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Варшаве, Лодзи и даже в Париже!

К тому времени фабрика достигла высочайшего уровня культуры и качества производства. В 1901 году на ней выпускалось 20 моделей велосипедов: дорожные мужские и дамские, легкодорожные, гоночные, детские, грузовые трехколесные, тандемы двух моделей, триплеты, квадруплеты и велосипеды с приводом посредством карданного вала. При этом фабрика бралась за изготовление любых велосипедов на заказ. Цены колебались от 130 до 200 рублей, многоместки стоили до 450, а безцепная модель - 225 рублей. Начиная с 1908 года на велосипедах "Россия" появились задние втулки со свободным ходом и автоматическим тормозом. Эти втулки были сконструированы и запатентованы А. Лейтнером. Они состояли из 24 деталей и стоили по 15 рублей за штуку. Ими оснащалось большинство моделей, производившихся фабрикой. Конструкция оказалась очень удачной и долговечной, благодаря чему они успешно соперничали с иностранными образцами.

С 1903 по 1907 год предприятие выпускало мотоциклетки (по типу французских, конструкции братьев Вернер) с четырехтактным одноцилиндровым двигателем "Фафнир" объемом 250 куб. см и мощностью 2,5 л.с. Мотоциклетка в снаряженном состоянии весила 74 кг и развивала скорость до 40 км/ч. Привод на заднее колесо осуществлялся при помощи клиновидного ремня. Это был один из первых мотоциклов, сделанных в России, специально для наших дорог.

В октябре 1913 года фабрика получила от Главного Военно-технического управления (ГВТУ) заказ на изготовление велосипедов для армии. Надо сказать, что в Российской Империи заказы Военного ведомства очень ценились промышленниками и фабрикантами. Во-первых, они всегда хорошо и своевременно оплачивались, а во-вторых, это было лучшей рекламой изготовителю. Военное ведомство казенных денег на ветер не бросало, всегда всесторонне скрупулезно оценивая качество и пригодность закупаемой продукции. В 1914 году ГВТУ приобрело у фабрики Лейтнера 10000 мужских дорожных велосипедов. Этот факт, а также желание ГВТУ дать новый заказ определило ее дальнейшую судьбу.

К этому времени на фирме работало 450 человек. Только в велопроизводстве было задействовано 1300 станков. Объем выпуска достигал 8000 велосипедов в год, а годовой оборот - 400000 рублей. В том же 1914 году фабрика получает новое название - "Лейтнер". Связано это было с тем, что Александру Александровичу больше не нужно громкое название "Россия" для привлечения покупателей - продукцию его фабрики и так уже знали по всей стране. Дать собственное имя фабрике он имел полное право - ведь она была целиком его детищем.

ЭмблемыЛетом 1915 года, когда фронт вплотную приблизился к Риге, началась эвакуация предприятий военного значения. Придавая большое значение заказу на военные велосипеды, ГВТУ отдало приказ об эвакуации оборудования и работников фабрики. Кроме того, лицам, работавшим на фабрике, давалась бронь от призыва на военную службу.

Приказ был получен 10 июля 1915 года, а 24 июля имущество фабрики было отправлено со станции Ревель в Харьков, где разместилось в помещении бывшей фабрики Гельферикс-Саде на Корсиковской улице. После этого Александр Александрович Лейтнер вернулся в Ригу. Исполнять обязанности директора в Харькове остался бывший заведующий производством Александр Каспарович Фельдман -- человек с редкостным талантом организатора.

9 февраля 1916 года в Харьков на имя Лейтнера из Москвы был передан патент, техническая документация и образец для производства складного военного велосипеда модели "Дукс Боевой" конструкции М.М. Щипанова. 16 марта был заключен контракт на изготовление 3000 "Дуксов Боевых" для ГВТУ. В Харькове фабрика работала до конца ноября 1917 года. Всего же велосипедов "Дукс Боевой" было изготовлено 3600 штук.

За 31 год своего существования "Фабрика велосипедов и автомобилей "Россия" А. Лейтнера и К'" прошла путь от мелкой кустарной мастерской до крупнейшего в отрасли предприятия. За это время на ней было выпущено более 100000 велосипедов 60 моделей, 5 моделей мотоциклов и трициклов, несколько вариантов автомобилей.

На сегодня известно 14 сохранившихся велосипедов (из них 5 в коллекции автора этих строк ), 2 мотоцикла фабрики Лейтнера, автомобили, к сожалению, до нас не дошли.

История: История московской фабрики велосипедов "Дукс" Ю.А. Меллера | История фабрики велосипедов "Россия" А. Лейтнера в Риге | Российская велосипедная пресса | Краткая иллюстрированная история велосипеда | Клубы | Наблюдения на полном ходу | Из жизни замечательных велосипедов

Главная | Новости | О музее | Коллекция | История | Фотоальбом | Жизнь вещей | Выставка | Продажа | Отчеты | Ссылки | Контакты | Форум
© Андрей Мятиев. Использование материалов только с разрешения автора
© webmaster Катерина Якушина